История лизинга
Финансовая аренда (лизинг) - это возможность приобрести новое имущество в рассрочку, вкладывая минимум собственных средств. В отличие от классической аренды лизинг предполагает льготный налоговый режим, закрепленный на законодательном уровне.
История лизинга - это история арендных отношений и возникновения специализированных компаний в этой области. Арендные отношения насчитывают более 4 тысяч лет!
Сегодня в XXI веке лизинг является одним из самых эффективных способов приобретения дорогостоящих основных средств, обновления существующих основных фондов. В развитых странах на долю операций лизинга приходится до 30-40% реальных инвестиций в экономику.
Древний Мир
2000 год до нашей эры. В шумерском городе Ур были обнаружены первые договоры аренды в виде глиняных табличек, на которых были указаны обязательства по передаче на назначенный срок в пользование и владение за определенную плату сельскохозяйственного инвентаря, права пользования водоемами и т.д.
По данным ученых, между 450 и 400 гг. до н.э. в предместьях Вавилона существовало семейное предприятие «Мураши», специализировавшееся на заключении арендных сделок с земельными участками. Правители Персии за хорошую службу награждали воинов землей, многие из которых, не желая заниматься ее обработкой, сдавали земельные участки в аренду «Мураши». Предприятие в свою очередь передавало их в аренду крестьянам, тем самым выплачивая воинам арендные платежи.
Древние финикийцы сдавали в аренду свои морские суда, предлагая собственные корабельные команды в качестве дополнительной услуги.
Аристотелю принадлежит название одного из философских трактатов в «Риторике», раскрывающего сущность лизинга: «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности». Тем самым философ дает понять, что для того чтобы получить доход достаточно иметь право пользоваться имуществом.
В 370 году д.н.э. в Древней Греции была проведена первая сделка по так называемой банковской аренде. В результате в аренду передавались имя и репутация банка, вклады, помещения и сотрудники (в основном рабы) и часть заложенного банком имущества.
Средние века
В 1066 году, не имея средств для организации военной компании по нападению на берега Англии, герцог Нормандии и король Норвегии взяли в аренду у нормандских судовладельцев корабли, а также команду и оружие. Этот факт стал одним из первых документальных упоминаний о проведении лизинговой сделки.
Широкое распространение в Средние века имела аренда рыцарских доспехов, которые стоили непомерно дорого, сумма арендных платежей могла составлять до 25% от продажной стоимости доспехов.
Одним из первых нормативных актов, регулирующих арендные отношения, стал Закон Уэльса 1284г., согласно которому в аренду могла передаваться не только земля, но и недвижимость. Позднее предметами аренды так же стали движимое имущество и товары.
В 1571г. в целях противодействия распространению мошенничества, связанного с сокрытием истинных собственников и владельцев передаваемого в аренду имущества, в Англии принят закон, запрещающий мнимый лизинг и обязывающий заключать договоры только на разумных основаниях.
XIX-XX века
В 40-е годы XIX века в США появились компании, проводящие операции по лизингу железнодорожных локомотивов и вагонов. При составлении договора в него включалось право арендатора на покупку имущества после окончания срока лизинга спецтехники
20 марта 1855г. в английском городе Бирмингеме была зарегистрирована первая лизинговая компания, которая специализировалась на передаче в лизинг железнодорожным компаниям локомотивов и вагонов для перевозки угля.
С конца XIX века с помощью лизинга стали решать не только вопрос расширения объемов продаж, но и защиты «ноу-хау». Так американская телефонная компания «Белл» в 1877 году объявила о своем решении передавать произведенные ей аппараты только на условиях аренды. Правительству США пришлось принять специальный закон, согласно которому производители были вынуждены продавать свое оборудование.
В начале XX века в США зародилось понятие "операционного лизинга», когда несколько американских компаний, специализирующихся на поставке в аренду железнодорожного оборудования стали предлагать контракты с более коротким сроком действия. По окончании договора вагоны возвращались лизингодателю, так как он сохранял за собой право собственности.
Почти в это же время родилась идея лизинга автомобилей. Торговый агент из Чикаго Золи Френк предложил новый вид аренды - долгосрочный лизинг целого парка автомобилей. Спустя полвека совокупные доходы по лизингу автотранспорта превысили 50 млрд. долл. в год.
Во время Второй Мировой Войны лизинг стал средством финансирования поставок оборудования за счет средств предоставляемых в рамках правительственных контрактов. Так, 2 сентября 1940 года между правительствами США и Великобритании была оформлена сделка на лизинг баз в восьми владениях Великобритании в обмен на американские эсминцы. Срок аренды устанавливался на 99 лет. По современным меркам лизинг недвижимости на 99 лет является не самым продолжительным периодом. В компаниях Нью-Йорка и Лондона, занимающихся арендными операциями с недвижимостью, можно встретить предложения на период в 499 и даже 999 лет.
Соглашение по аренде военных баз было взаимосогласованно с другим договором - предоставлении в аренду Великобритании 50 американских эсминцев. В дальнейшем сделка с эсминцами послужила прецедентом для будущего законопроекта о ленд-лизе.
В период Второй Мирой войны правительство США осуществляло:
- лизинг военной техники;
- лизинг оборудования, применяющегося как в военных, так в гражданских целях: угледобывающее, электроэнергетическое, металлургическое, химическое оборудование, технологические линии, грузовики, легковые автомобили, заводы с соответствующей технологией производства;
- поставку сырья и материалов.
Настоящая революция в развитии лизинга произошла в США в начале пятидесятых годов. В аренду стали сдаваться технологическое оборудование, машины, механизмы, суда, самолеты и т.д.
В 1952 г. в Сан-Франциско создана компания «United States Leasing Corporation», ставшая первым в истории акционерным обществом, для которого осуществление лизинговых операций стало основным видом деятельности. В дальнейшем деятельность компании пересекла границы США, в связи с чем появилось понятие «международный лизинг».
История лизинга в России
В России феодальная аренда существовала с XV века. Имела место как индивидуальная, так и коллективная аренда, когда в качестве предмета сделки выступала общинная земля. Также существовала и субаренда, когда крепостные крестьяне «переарендовывали» земельные участки.
Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали поставки на условиях «ленд-лиза» во время Второй Мировой войны, когда США поставляли своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты по договорам лизинга. После войны лизинговые операции использовались только организациями, ведущими внешнеторговую деятельность, в частности для приобретения самолетов и судов.
Лизинговые компании в современном их понимании появились в России в начале 90-х годов при активном участии банков. В 1994 году 15 лизинговых компаний учредили Российскую лизинговую ассоциацию (РОСЛИЗИНГ), целью которой стало представление и защита интересов лизингодателей в органах законодательной и исполнительной власти.
Впервые термин «лизинг» был обозначен в Указе Президента РФ от 17 сентября 1994 года «О развитии финансового лизинг в инвестиционной деятельности».
Окончательную законодательную регламентацию лизинг получил после введения в действие 2 части ГК РФ и принятия в 1998 году Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)», определившего лизинг, как самостоятельный вид инвестиционной деятельности.
В 2002 году принят Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "О лизинге", который устранил недостатки предыдущей редакции закона, и добавил в него новые положения.
Установка пластиковых окон. Заказать пластиковые окна в Минске по низкой цене можно в нашей компании. Гарантия окна из пластика 15 лет.